Canon PowerShot SX20 IS – полностью контролируемый гиперзум
Источник: www.3dnews.ru
22 октября 2009 в 00:00
Чуть больше месяца прошло с момента официального анонса нового гиперзума Canon PowerShot SX20 IS, и первые камеры уже поступили на прилавки магазинов. Добралась новинка и до нашей лаборатории. Что же представляет из себя очередной аппарат из серии PowerShot SX? Попробуем разобраться.
На тестирование попал полноценный коммерческий образец, предназначенный для стран СНГ, но комплект поставки включал лишь аудио/видео- и датакабель, бленду, четыре источника питания типоразмера АА и наплечный ремень. Полный комплект поставки включает также краткую и полную инструкцию пользователя, а также диск с ПО и электронной версией руководства пользователя.
Камера относится к классу "псевдозеркалок", и корпус у нее соответствующий - выступ рукоятки в правой части, большой корпус объектива, выбрасываемая вспышка, а также "горячий башмак", который в современных SLR-Like-камерах встречается все реже. Камера великолепно лежит в руке средних размеров, а управлять всеми функциями можно даже при работе с одной руки (за исключением программируемой кнопки и клавиши выбора режима работы вспышки).
Корпус выполнен из двух видов пластика - черного и серого, имитирующего титан. Оба типа пластика имеют гладкую поверхность, поэтому камера смотрится дешевле, чем она есть на самом деле.
Качество сборки не вызывает нареканий - все корпусные детали точно подогнаны, а при попытках сильного скручивания корпус не издает ни единого звука.
Спереди находится объектив, выбрасываемая вспышка, лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором автоспуска, и пара микрофонов, позволяющих записывать стереозвук.
На тыльной стороне фотокамеры расположились: дисплей, выше которого находится видоискатель с большим диапазоном регулировок диоптрий (-6…+2), программируемая клавиша и кнопка видеозаписи, которая позволяет начать запись из любого режима работы камеры.
Площадка правее экрана огромна, и все органы управления размещены довольно удачно, поэтому работать с камерой удобно даже с одной руки. Отдельного внимания заслуживает блок клавиш перехода в режим просмотра, введения экспосдвига/поворота в режиме просмотра и выбора зоны фокусировки, которая также является клавишей удаления. В данном блоке клавиши размещены по дуге, причем, на небольшом выступе корпуса, который при съемке позволяет надежнее зафиксировать камеру. Но особенность блока в другом - любой из трех клавиш можно пользоваться, даже не отрывая палец от камеры, ведь нажатие производится последней фалангой большого пальца, что весьма удобно.
Чуть ниже находится многофункциональная четырехпозиционная клавиша (вверх/активирование ручной фокусировки, вниз/установка автотаймера, влево/выбор режима работы автофокуса, вправо/установка чувствительности) с кнопкой ввода/функции по центру и вращающимся кольцом выбора вокруг. Вращающееся кольцо упрощает процесс выбора необходимой позиции, но в SX20 оно лишено промежуточных положений и его ход совершенно свободный, поэтому при слишком активном вращении необходимую позицию вполне можно проскочить. У нижнего края находятся клавиша входа в меню и клавиша смены режима отображения дисплея, которая также производит переключение между дисплеем и видоискателем.
На верхней части фотокамеры можно заметить разъем для установки внешней вспышки - "горячий башмак", левее которого уместилась лишь клавиша выбора режима работы вспышки, а правее - массивный диск выбора режимов работы (авто, программный, приоритет выдержки и диафрагмы, пользовательский режим, видеосъемка, съемка панорам, выбор сюжетной программы, спорт, ночная съемка, пейзаж, портрет), кнопка включения и двухуровневая кнопка спуска затвора, окруженная кольцом рычажка управления трансфокацией.
Кнопка спуска затвора размещена под небольшим углом и четко попадает под последнюю фалангу указательного пальца.
Снизу находится лишь стандартный штативный разъем и крышка отсека установки элементов питания.
На левой стороне корпуса камеры расположен лишь системный динамик.
Правая сторона усеяна крышками и заглушками, которые скрывают отсек установки карт памяти, разъемы miniUSB и mini-HDMI, а также гнездо подключения внешнего питания и кабеля аналогового видеовыхода.
Конструкция видоискателя достаточно удачна, к тому же он оснащен хотя и не очень мягким, но все же резиновым наглазником. Из недостатков стоит отметить невысокую яркость видоискателя, а также слишком заметную рамку по периметру его ЖК-матрицы.
Дисплей - это отдельный повод для гордости, и пускай он невелик (диагональ 2,5 дюйма), но зато неплохо передает цвета и углы обзора в обеих плоскостях довольно большие. Главной его особенностью является поворотная конструкция которая позволяет снимать как автопортреты, так и производить визирование на вытянутых, например, вверх руках, а кроме того, можно и вовсе закрыть дисплей в случае визирования при помощи встроенного видоискателя. Ниже приведено несколько снимков с крайними и промежуточными положениями дисплея.
![]()
main_2.jpg
| ![]()
main_3.jpg
|
Главное окно. Режим приоритета диафрагмы. | Установка диафрагменного числа. |
![]()
main_4.jpg
| ![]()
main_5.jpg
|
Установка выдержки. | Введение экспосдвига. |
![]()
main_6.jpg
| ![]()
main_7.jpg
|
Выбор зоны фокусировки. | Установка уровня чувствительности. |
![]()
main_8.jpg
| ![]()
main_9.jpg
|
Ручная фокусировка. | Настройка таймера автоспуска. |
![]()
main_10.jpg
| ![]()
func_1.jpg
|
Настройка таймера автоспуска. | Выбор настройки баланса белого. |
![]()
func_2.jpg
| ![]()
func_3.jpg
|
Наложение базовых цветовых спецэффектов. | Настройка автобрекетинга. |
![]()
func_4.jpg
| ![]()
func_5.jpg
|
Коррекция вспышки. | Настройка режима протяжки. |
![]()
func_6.jpg
| ![]()
func_7.jpg
|
Установка разрешения видеокадра. | Настройка размера кадра. |
![]()
play_1.jpg
| ![]()
play_2.jpg
|
Просмотр изображения. | Просмотр изображения и базовых данных файла. |
![]()
play_3.jpg
| ![]()
play_4.jpg
|
Просмотр базовых метаданных. | Просмотр и масштабирование зоны фокусировки. |
![]()
play_5.jpg
| ![]()
play_6.jpg
|
Просмотр максимально увеличенного фрагмента. | Матрица миниатюр 2х2. |
![]()
play_7.jpg
| ![]()
play_8.jpg
|
Матрица миниатюр 3х3. | Матрица миниатюр 6х6. |
![]()
play_9.jpg
| ![]()
play_10.jpg
|
Матрица миниатюр 10х10. | Выборка фото по категории. |
![]()
play_11.jpg
| ![]()
play_12.jpg
|
Выборка фото по категории. | |
![]()
play_13.jpg
| ![]()
play_14.jpg
|
Настройка режима просмотра. | |
![]()
play_15.jpg
| ![]()
menu_1.jpg
|
Настройка прямой печати. | Настройки съемки. |
![]()
menu_3.jpg
| ![]()
menu_4.jpg
|
Настройки съемки. | |
![]()
menu_5.jpg
| ![]()
menu_6.jpg
|
Настройка параметров вспышки. | |
![]()
menu_7.jpg
| ![]()
menu_8.jpg
|
Настройка программируемой клавиши. | Системные настройки. |
![]()
menu_9.jpg
| ![]()
menu_10.jpg
|
Системные настройки. | |
![]()
menu_11.jpg
| ![]()
menu_12.jpg
|
![]()
menu_13.jpg
| |
Настройки пользовательского меню. |
Камера поддерживает оснащена оптическим стабилизатором и механизмом определения лиц. Оптический стабилизатор может работать в нескольких режимах - отключен, непрерывно, только во время съемки (половинное нажатие клавиши спуска затвора) и в режиме "Панорама", в котором стабилизация происходит только для вертикального передвижения камеры. Функция определения лиц мгновенно подхватывает всех даже при съемке большой компании, кроме того, функция сообщает о том, что кто-то из "пойманных" моргнул, но, к сожалению, отменить создание снимка автоматика не может, а лишь сообщает постфактум, что, в принципе, тоже важно, особенно если времени на детальную оценку снимка нет.
Как и в большинстве современных компактных камер Canon, в SX20 внедрена функция расширения динамического диапазона i-Contrast, которую можно либо полностью отключить, либо включить автоматический режим срабатывания. При просмотре на экране камеры эффект от включения функции i-Contrast едва заметен, зато на экране ПК разница ощутима. Также возможна постобработка, высветляющая тени, которая тоже носит имя i-Contrast.
Определенный интерес вызывают различные режимы автоматического спуска затвора - стандартные задержки в 2 и 10 секунд, а также режим спуска при определении лица, что весьма удобно при съемке автопортрета, причем количество снимаемых кадров устанавливается вручную от 1 до 10, а также спуск после вручную заданного временного промежутка (0-10, 15, 20 и 30 секунд), причем, как и в режиме спуска, после фиксации лица возможен выбор количества снимаемых кадров.
Но одна из главных особенностей камеры - возможность записи HD-видео в формате 720p (1280x720 точек) со стереозвуком . Настроек и возможностей у режима довольно много, но более подробно мы коснемся этой темы в соответствующем разделе.
Первые впечатления от любой камеры можно получить уже при ее включении, ведь быстрая подготовка к работе позволит не упустить интересный кадр. Canon SX20 IS не вписывается в двухсекундный норматив и затрачивает на 0,05 секунды больше. Требуется 0,88 секунды на выброс объектива в широкоугольное (ШУ) положение и 1,17 секунды затрачивается на подготовку камеры к работе. Перемещение объектива из ШУ в телеположение занимает 1,19 секунды и 1,14 секунды - при движении в обратном направлении, что очень неплохо не только для гиперзума, но и для моделей с более скромной кратностью трансфокатора. Пауза между сменой направления движения слишком уж мала - всего 0,2 секунды. Промежуточных позиций трансфокатора 20, плюс пара крайних положений, но нащупать все позиции достаточно сложно.
Пример работы оптического "зума".
Метаданные снимка: ЭФР 5 мм, f/6,3, 1/1250 c, ISO 400.
Метаданные снимка: ЭФР 27,598 мм, f/7,1, 1/1250 c, ISO 400.
Метаданные снимка: ЭФР 100 мм, f/4, 1/500 c, ISO 400.
В целом, интерфейс камеры достаточно шустрый, но в процессе работы была замечена одна неприятная особенность - при смене режима съемки, либо переходе из режима просмотра в режим съемки, имеется достаточно большая задержка (приблизительно полсекунды), что немного раздражает при необходимости быстро сделать снимок.
Автофокус камеры может работать в автоматическом режиме, режиме приоритета лиц и ручном выборе одной из 493 зон (матрица 29х17) фокусирования. Первое, что удивило - очень высокая скорость фокусировки, даже при отключенном режиме непрерывной работы. Впрочем, неплохих результатов стоило ожидать, ведь в конструкции объектива используются тихие и шустрые USM- и VCM-моторы, благодаря которым и зуммирование, и фокусировка происходят очень быстро. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта фокусировки использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов. Фокусировка производилась по вручную заданной центральной зоне, перед каждым замером камера фокусировалась на бесконечность. Замер производился при ШУ и телеположении объектива с расстояния 30 и 150 см. Уже при замере на ШУ конце можно рукоплескать конструкторам - 0,11 секунды! Хотя, все же, важнее скорость при телеположении, в котором некоторые гиперзумы жужжат по 1,5-2 секунды. Но и тут SX20 не подвел - 0,31 секунды, что вдвое меньше, чем требуется бывшему рекордсмену, Nikon P90, в нашем собственном рейтинге. Кроме скорости камера может похвастаться и достаточно точной работой автофокуса, например, PowerShot SX20 IS запросто фокусируется на паутинках даже при съемке на максимальном фокусном расстоянии. Немного разочаровала работа режима макро, минимальная дистанция съемки - лишь 10 см, а ошибки фокусировки в этом режиме возникают достаточно часто. Хотя стоит отметить, что есть режим супермакро, который, как заявляет производитель, позволяет делать фотографии с расстояния 0 см - это не опечатка, именно так и заявлено. Данный режим быстрый и точный, но при его установке съемка возможна только при фокусном расстоянии 28 мм в 35-мм эквиваленте, причем если заранее установить другое значение, при переходе в режим супермакро камера автоматически переводит трансфокатор в положение 28 мм. Также предусмотрен и ручной режим, который позволяет достаточно быстро настроить фокус, благодаря управлению не клавишами, а при помощи крутящегося бортика круглой четырехпозиционной клавиши, что гораздо удобнее. Но и тут есть не очень приятный сюрприз - при установке режима автофокуса в обычный или макрорежим ручная настройка возможна лишь в пределах от 10 см и выше, а при переводе в супермакро - от 0 до 10 см. Вообще трудно понять, зачем нужно было объединять диапазоны для автоматического и ручного режима.
Экспозамер работает в трех традиционных режимах (точечный, центрально-взвешенный, матричный), а также в режиме замера по выбранной точке фокусировки (автоматически или вручную). Пользователь может как вводить экспокомпенсацию, так и вручную управлять величиной выдержки и диафрагменного числа. Непривычно лишь управлять уровнем чувствительности, который устанавливается не через меню функции, а при помощи клавиши "вправо". Кстати, параметры настраиваются при помощи все того же вращающегося кольца вокруг круглой четырехпозиционной клавиши. Все режимы, в целом, работают точно, но иногда уж слишком сильно осветляются тени, из-за чего достается и светлым тонам. Тут нельзя не вспомнить режим i-Contrast, который теоретически должен затрагивать только тени, но на практике он осветляет и светлые тона. Ниже приведены два кадра, отснятых с одинаковыми настройками экспопары, но в первом примере i-Contrast отключен, а во втором переведен в режим "авто" (жесткое включение недоступно, но и в автоматическом режиме функция работает уж слишком активно даже там, где и теней-то нет).
Метаданные снимка: ЭФР 5 мм, f/5, 1/1250 c, ISO 200, i-Contrast отключено.
Метаданные снимка: ЭФР 5 мм, f/5, 1/1250 c, ISO 200, i-Contrast включено в режиме "авто".
В настройках баланса белого предусмотрено шесть пресетов (дневной, лампа накаливания, лампа дневного света, лампа дневного света с высокой цветовой тепературой, облачно, вспышка), а также автоматический и ручной режим определения. Прибегать к помощи предустановок и ручной настройки приходится крайне редко, ведь даже при освещении флуоресцентными лампами с высокой цветовой температурой камера на удивление хорошо справилась с поставленной задачей. Не вызывает проблем ни легкая облачность, ни лампы накаливания. В ступор камеру не вводит даже смешанное освещение (флуоресцентное освещение совместно с лампами накаливания). Ручная настройка ББ не слишком удобна, но при желании ее можно вывести на программируемую кнопку, и тогда весь процесс происходит максимально быстро, в одно касание.
При подключении камеры к ПК посредством USB-соединения доступен лишь один режим - PTP/MTP, что не слишком удобно, да и камеру сложно использовать в качестве "флэшки", что, учитывая поддержку карт типа SDHC, может быть весьма актуальным. Средняя скорость передачи данных при использовании карты памяти microSDHC class 6 (с адаптером) составляет всего 7,3 Мбит/с
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов, баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS2 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 80 до 1600 единиц. В качестве оппонентов были выбраны 12-Мп гиперзумы Olympus SP-590 и Nikon Coolpix P90, в которых используется ПЗС-сенсор размером 1/2,33", а также 9-Мп гиперзум Sony CyberShot DSC-HX1, в котором установлен сенсор Exmor CMOS размером 1/2,4", а максимальное разрешение снимков составляет 9 Мп.
Canon PowerShot SX20 IS. Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов
Также с разными значениями чувствительности была сфотографирована тестовая таблица Munsell ColorChecker.
Canon PowerShot SX20 IS. Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов
По заявлению производителя, в режиме макро камера способна фокусироваться с расстояния 10 см. В режиме супермакро камера, в принципе, фокусируется и с 0 см, но если чуть дальше есть объект, за который можно зацепиться, то она это сделает, что заметно на тестовом снимке. Тестовые снимки были сделаны с 1 см в режиме супермакро и с 10 см - в режиме макро.
Canon PowerShot SX20 IS. Макросъемка с расстояния 1 см. Для просмотра реального размера нажмите на миниатюре.
Canon PowerShot SX20 IS. Макросъемка с расстояния 10 см. Для просмотра реального размера нажмите на миниатюре.
Как в обычном фотокомпакте, вспышка сама не раскроется и не сработает, в отличие от многих "зеркалок", где она держится магнитом. Открывать вспышку приходится вручную. Настроек вспышки достаточно много, предусмотрено введение компенсации вспышки в пределах от -2 до +2 EV, с шагом в треть ступени, синхронизация по первой или второй шторке, активация функции подавления эффекта "красных глаз" при помощи вспышки либо лампы подсветки автофокуса. Ниже приведены миниатюры-ссылки на полноформатные файлы, отснятые со значениями компенсации от -2 до +2 EV с шагом в одну ступень. Съемка тестового шаблона велась с 50 см - минимальной рекомендуемой дистанции при работе со вспышкой.
Canon PowerShot SX20 IS. Съемка в темном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -2.
Canon PowerShot SX20 IS. Съемка в темном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: -1.
Canon PowerShot SX20 IS. Съемка в темном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: 0.
Canon PowerShot SX20 IS. Съемка в темном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +1.
Canon PowerShot SX20 IS. Съемка в темном помещении со вспышкой. Компенсация вспышки: +2.
ЭФР 5 мм, f/3,2, 1/60 c, ISO 200, супермакро.
ЭФР 34,616 мм, f/5, 1/160 c, ISO 400.
ЭФР 8,322 мм, f/5,6, 1/1250 c, ISO 200.
ЭФР 5 мм, f/4, 1/640 c, ISO 200.
ЭФР 5 мм, f/4, 1/320 c, ISO 400, макро.
ЭФР 100 мм, f/5,7, 1/80 c, ISO 400.
ЭФР 18,548 мм, f/4,5, 1/500 c, ISO 800.
ЭФР 7,602 мм, f/5,6, 1/1250 c, ISO 400.
ЭФР 100 мм, f/6,3, 1/1250 c, ISO 400.
ЭФР 5 мм, f/5, 1/1250 c, ISO 400.
ЭФР 100 мм, f/5,7, 1/1250 c, ISO 200.
ЭФР 6,194 мм, f/3,2, 1/1250 c, ISO 80.
ЭФР 5 мм, f/4, 1/1250 c, ISO 80, активирована функция i-Contrast.
ЭФР 5 мм, f/4, 1/500 c, ISO 100, ручная фокусировка.
ЭФР 25,239 мм, f/4,5, 1/640 c, ISO 200.
ЭФР 21,674 мм, f/7,1, 1/1250 c, ISO 200.
ЭФР 5 мм, f/2,8, 1/1000 c, ISO 80.
ЭФР 16,957 мм, f/4, 1/800 c, ISO 200.
ЭФР 100 мм, f/5,7, 1/200 c, ISO 80.
ЭФР 5 мм, f/4, 1/1000 c, ISO 80.
ЭФР 100 мм, f/5,7, 1/400 c, ISO 80.
ЭФР 5 мм, f/3,5, 1/1250 c, ISO 80.
ЭФР 5,155 мм, f/4, 1/640 c, ISO 100.
ЭФР 5,155 мм, f/5, 1/1250 c, ISO 100.
Кроме стандартных режимов qVGA и VGA, камера позволяет снимать в формате 720p (1280х720 точек). Во время видеозаписи возможна работа оптического стабилизатора, автофокуса и оптического трансфокатора, только скорость работы последних двух значительно ниже, чем при фотосъемке; например, перемещение объектива из ШУ в телеположение занимает 4 секунды, и столько же затрачивается при движении в обратном направлении, тогда как в режиме фото для этого необходимо чуть больше секунды. Начать процесс видеозаписи можно из любого режима съемки, ведь для этого предусмотрена отдельная кнопка на корпусе камеры, а в режиме видеозаписи возможна фотосъемка в полностью автоматическом режиме. Доступных настроек немного - установка баланса белого, включая ручную настройку, наложение базовых цветовых спецэффектов и выбор разрешения кадра. Отдельно стоит отметить ручную фокусировку, которая позволяет не только настроиться на сложном объекте, но и получить определенные спецэффекты. Именно при ознакомлении с видеорежимом становится понятно, почему кольцо, установленное вокруг многофункциональной круглой клавиши, лишено фиксаторов промежуточных положений (трещотки), ведь при видеозаписи с ручной фокусировкой записывалось бы звучание трещотки колесика. Ниже приведен пример ручной фокусировки и записи в автоматическом режиме.
![]()
video_1.jpg
| ![]()
video_2.jpg
|
Главное окно редима видеосъемки. | Выбор настройки баланса белого. |
![]()
video_3.jpg
| ![]()
video_4.jpg
|
Выбор разрешения видеокадра. | Установка разрешения фотокадра в режиме видео. |
![]()
video_5.jpg
| ![]()
video_6.jpg
|
Ручная фокусировка. | Просмотр отснятого видео. |
![]()
menu_2.jpg
| |
Настройка чувствительности микрофонов. |
Камера использует не фирменные литий-ионные аккумуляторы, а четыре стандартных элемента питания типоразмера АА, которые часто применяются в камерах подобного типа, причем не только производства Canon. Возможно использование как щелочных неперезаряжаемых источников питания, так и никель-металлогидридных аккумуляторов (NiMH). По заявлению производителя, "пальчиковые" батарейки при тестировании по стандарту CIPA и использовании для визирования дисплея позволяют отснять 340 кадров, а фирменные аккумуляторы - 600, что уже весьма неплохо. Замер осуществлялся в режиме обычного повседневного использования, а в качестве источников питания использовались неперезаряжаемые щелочные источники Duracell Turbo. После съемки всех тестовых снимков было отснято 420 кадров, из которых 20 - со вспышкой. Последующее тестирование было немного упрощено - за одно включение производилась 10 кадров с использованием "зума", далее в течение 10 секунд осуществлялся просмотр отснятого материала, камера выключалась, а после описанный процесс снова и снова повторялся до опустошения заряда - не самый точный способ, но дает возможность хотя бы приблизительно оценить энергетические аппетиты камеры. В итоге, кроме 420 тестовых снимков было отснято еще 718, что в сумме дает 1138 (!) кадров, что почти вдвое больше заявленного результата при использовании фирменных аккумуляторов. Индикатор критического заряда загорелся лишь пару раз за 200 кадров до выключения, а непосредственно перед выключением индикатор критического уровня не включился вовсе, поэтому ориентироваться на его показания не стоит.
В целом, камера понравилась - удобный корпус и эргономичные органы управления, поворотный дисплей с большими углами обзора и высокой яркостью, очень высокая скорость и тихая работа автофокуса и оптического трансфокатора, точная работа автоматики, в особенности автоматического баланса белого, масса ручных настроек, удобная ручная фокусировка, возможность съемки видео в формате 720p, наличие HDMI-порта и невероятно длительная автономная работа. Из минусов камеры стоит отметить ошибки фокусировки в режиме макро, невозможность трансфокации в режиме супермакро, достаточно долгое включение и подготовка к работе, задержки при смене режимов съемки или переходе из режима просмотра в режим съемки. Также можно было бы отметить и небольшой физический размер матрицы, и, как следствие, заметные шумы при съемке при высоких значения чувствительности, но матрицы схожего размера устанавливаются практически у всех конкурентов.
Автор: Сергей Вервейко