Nikon Coolpix AW100 – первый защищенный ультракомпакт Nikon
Технические характеристики
Источник: www.3dnews.ru
28 ноября 2011 в 21:00
Как мы уже не раз отмечали, компания Nikon не кидается одной из первых внедрять что-то новое в фотокамерах и зачастую занимает выжидательную позицию, дабы оценить все конкурентные преимущества и недостатки той или иной технологии. Так было сенсорными экранами, так было и с системными фотокамерами. Так же получилось и с защищёнными камерами. Тут попробовали силы уже почти все – Pentax, Canon, Samsung и главные игроки сегмента: Olympus и Panasonic, которые сейчас задают тон в области камер для экстремальных условий. В Nikon же всё тянули с выпуском защищенной камеры. Разумеется, для мощного старта нужно представить продукт, который будет уметь все, что и модели конкурентов, но ещё немножечко больше. И, судя по заявленным характеристикам, компании Nikon это удалось.
Как и максимально защищенные фотоаппараты Olympus и Panasonic, тестируемую камеру Nikon можно ронять с высоты 1,5 метра, погружать в воду на глубину до 10 метров, кроме того, камера выдерживает морозы до 10 градусов, а также оборудована GPS-приемником. Nikon явно противопоставляет свою AW100 моделям Olympus Tough TG-810 и Panasonic Lumix DMC-FT3. Но, как отмечалось выше, для удачного старта продаж нужно в чем-то превосходить конкурента, и это «что-то» – матрица. Оба основных конкурента используют ПЗС-сенсор, тогда как тестируемая камера оборудована КМОП-сенсором, со всеми вытекающими последствиями. Конечно, тут можно вспомнить Sony Cyber-shot DSC-TX5, которая также оборудована КМОП-сенсором, только вот прямым конкурентом тестируемой камере она не является – погружение в воду возможно на глубину всего лишь 3 метра, кроме того, ее нельзя ронять с большой высоты.
Вид общий
Nikon Coolpix AW100 | |
---|---|
Сенсор изображения | 1/2,3″ с КМОП-матрицей типа RGB, общее число мегапикселей 16,8 |
Эффективное количество точек, Мп | 16 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF) Видео: H.264/MPEG-4 AVC |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: 4608x3456, 4000x3000, 3264x2448, 2592x1944, 2048x1536, 1024x768, 640x480, 4608x2592 Видеокадр: Full HD (1080p 30 FPS), HD (720p 30 FPS), iFrame 540: 960x540 30 FPS, VGA 640x480 30 FPS, Видео HS 15/60/120 FPS без звука |
DPOF | Поддержка DPOF |
Чувствительность | 125, 200, 400, 800, 1600, 3200 (4608x3456) единиц ISO, авто (125–800 единиц ISO), авто с фиксацией диапазона (125–400 единиц ISO, 125–800 единиц ISO) |
Конструкция объектива | 11 элементов в 9 группах (2 элемента из стекла ED) |
Фокусное расстояние, мм | 5,0-25,0 (эквивалент формата 35 мм: 28-140 мм) |
Диафрагма | ƒ/3,9-4,8 |
Цифровое увеличение | Макс. 4-кратное (эквивалент формата 35 мм: прибл. 560 мм) |
Диапазон фокусировки | От 50 см до бесконечности (в широкоугольном положении) От 1 м до бесконечности (в положении телефото) Режим макросъемки: прибл. от 1 см до бесконечности (в широкоугольном положении) |
Выдержка, с | 1/1500-1, 4 в режиме «Фейерверк» |
Экспозамер | 256-сегментный матричный, центрально-взвешенный (цифровое масштабирование меньше 2х), точечный (цифровое масштабирование больше 2х) |
Экспокоррекция | +/-2 EV с шагом 1/3 EV |
Режимы сюжетных программ | 20 сюжетных режимов |
Баланс белого | Авто, ручной режим, солнечно, лампа накаливания, флуоресцентное освещение, облачно, вспышка |
Встроенная вспышка | Есть |
Режимы вспышки | Авто, режим подавления эффекта «красных глаз», заполняющая, замедленная синхронизация, отключено |
Диапазон действия вспышки (чувствительность Авто), м | ШУ: 0,3-3,5 Теле: 0,5-2,2 |
Автоспуск | С задержкой 2/10 с |
Устройство хранения информации | SD / SDHC / SDXC |
Встроенная память, Мбайт | 83 |
ЖК-дисплей | ЖК TFT-монитор (HVGA) с диагональю 7,5 см, разрешением прибл. 460 тыс. точек, с антибликовым покрытием и регулировкой яркости |
Интерфейс | miniHDMI, USB 2.0 |
Питание | Li-ion аккумулятор EN-EL12 3,9 Вт*ч |
Габариты (ШхВхД), мм | 110,1x64,9x22,8 |
Масса (без учёта аксессуаров), г | 178 |
Явно видно, что при проектировании камеру пытались сделать максимально непохожей на главных конкурентов, но уж таковы особенности сегмента: схожесть все же есть. Чтобы быть совсем уж уникальным, тут приходится создавать экстраординарный дизайн вроде Canon PowerShot D10, который далеко не всем может прийтись по вкусу. Нельзя не заметить, что Nikon Coolpix AW100 существенно тоньше и легче основных конкурентов в лице Panasonic Lumix DMC-FT3 и Olympus Tough TG-810, при этом степень защиты у камер приблизительно одинакова. Лицевая панель камеры Nikon шероховатая, поэтому, несмотря на чёрный цвет, отпечатки на поверхности совершенно незаметны.
К слову, помимо черного, доступно оранжевое (тут камера Nikon не уникальна), а также защитное оформление – такой себе «милитари стайл», чем конкуренты похвастаться не могут. Последнее цветовое решение весьма специфическое, но своего покупателя оно точно найдет. К качеству сборки придираться бесполезно – все же это защищенная камера, которая выдерживает час в воде на глубине 10 метров.
На передней панели расположен объектив, пара микрофонов, окошко вспышки и лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором таймера автоматического спуска затвора. Удивительно, но, в отличие от главных конкурентов, в тестируемой камере мощный светодиод подсветки нельзя использовать как осветитель при съемке фото, хотя при видеосъемке подсветка возможна. Стоит отметить, что в плане защиты объектива Nikon пошла путем Panasonic — объектив прячется за прочным стеклом, а не за металлической шторкой, как у Olympus. Конечно, такое решение требует периодической чистки защитного стекла, но зато после использования в воде капли на объективе высыхают быстрее, а случайно попавший песок не повредит ни сам объектив, ни механизм шторок.
Сзади, правее экрана, находится кнопка-качели управления трансфокацией, видеоклавиша, сдвоенная кнопка перехода в режим просмотра и выбора режима съемки, четырехпозиционная многофункциональная клавиша с кнопкой ввода по центру, а также еще одна сдвоенная клавиша – входа в основное меню и удаления.
Сверху расположена антенна GPS-приемника, клавиша питания, а также кнопка спуска затвора.
Снизу находится только разъем установки на штатив.
Слева размещены системный динамик и программируемая клавиша, которая может либо вызывать карту, либо активировать управление с помощью наклона камеры (аналог «олимпусовского» управления легкими ударами по корпусу).
Справа установлено ушко крепёжного шнурка и дверца с замком, скрывающая отсек установки аккумулятора и карты памяти, а также разъёмы подключения USB / AV- и HDMI-кабелей.
В камере установлен 3-дюймовый дисплей со средненьким разрешением – 460 тыс. точек. Правда, у Panasonic Lumix DMC-FT3 разрешение еще меньше – 270 тыс. точек, но в то же время не стоит забывать об Olympus Tough TG-810, который оборудован 3-дюймовым дисплеем с разрешением 920 тыс. точек. Углы обзора, качество цветопередачи, яркость подсветки и читаемость при падении прямых солнечных лучей тоже где-то посередине между показателями Olympus Tough TG-810 и Panasonic Lumix DMC-FT3. Защита дисплея довольно слабенькая и при давлении легко прогибается вплоть до соприкосновения с матрицей, что немного пугает – камера-то, по заявлениям производителя, защищенная. Интерфейс фотоаппарата вполне привычный – почти такой же, как в других компактах Nikon. Разительное отличие лишь одно – встроенная карта, но об этом чуть позже. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков дисплея.
Начнем, пожалуй, с объектива камеры, который характеризуется ЭФР 28-140 мм (в эквиваленте для 35-мм камер) и светосилой ƒ/3,9-4,8. Казалось бы, заурядные параметры. Но стоит отметить, что светосила в положении телефото у тестируемой камеры куда лучше, чем у конкурентов, тогда как в широкоугольном положении – такая же, как у Olympus Tough TG-810, и немного хуже, чем у Panasonic Lumix DMC-FT3. Последний, правда, перекрывает меньший диапазон фокусных расстояний. В общем, производитель позаботился о ленивых, то есть о любителях использовать оптический зум по максимуму.
Конечно же, главная особенность камеры – то, что ее можно оставлять на 10-градусном морозе, ронять с высоты полутора метров и погружать в воду на 10 метров. К сожалению, проверить погружение на 10-метровую глубину не удалось. Однако после нескольких часов, проведенных в аквариуме, камера без проблем продолжала работать. Зато уронили аппарат мы не один раз. При падении плашмя на гладкий бетон (а это вам не фанера, на которую предлагают ронять защищенные камеры их производители) не было повреждено даже лакокрасочное покрытие. В морозильной камере, как и у остальных защищенных фотоаппаратов, подводит аккумулятор – индикатор остаточного уровня заряда начинает отображать низкий или критически низкий заряд, однако фотокамера продолжает работать.
Еще одна немаловажная функция – запись географических координат в EXIF-метаданные при помощи встроенного GPS-приемника. Казалось бы, что тут необычного? Ан нет, особенности по сравнению с конкурентами тут есть – в камере встроена достаточно подробная карта мира! Причем нанесены даже небольшие улочки провинциальных городков. Точность прорисовки карты, конечно, не потрясающая, но вполне достаточная. На ней возможно отображение мест создания снимков либо маршрута (сохранение точек маршрута ведется на карту памяти), что является существенным преимуществом над конкурентами.
Кроме того, на экран можно вывести POI-точки (на карте и в нижней части экрана во время съемки). Конечно, тут нельзя найти ни банкомат, ни ближайший супермаркет, но исторические, архитектурные, религиозные и прочие достопримечательности, которые могут быть интересны туристу, тут отмечены. Примечательно, что отмечены также и, например, почтовые отделения, но вот остановок метро на карте нет. Разумеется, нет ни названий улиц, ни возможности прокладывания маршрута (но даже по такой карте вполне можно ориентироваться на местности), хотя такая фишка была бы весьма кстати. Ведь в любом современном смартфоне GPS-навигатор есть, так почему бы ему не быть в камере? Впрочем, пока это только мечты, хотя, судя по всему, к тому все идет. Отдельно стоит отметить очень быстрый старт GPS-приемника – для начала записи координат достаточно менее чем двух минут, а в режиме ведения журнала запись координат маршрута ведется даже при выключенной камере.
Также стоит отметить функцию управления при помощи наклона камеры. Подобная функция есть в камерах Olympus, но там для управления необходимо производить легкие удары по корпусу, однако суть та же – облегчить работу с камерой в рукавицах или гидрокостюме, когда нажимать россыпь мелких клавиш не особо-то удобно.
КМОП-матрица, как обычно, предполагает некоторое количество дополнительных возможностей. Начнем с панорамной съемки. Камера способна снимать панорамы с высоким разрешением в классическом режиме, где необходимо вручную по полупрозрачному изображению прошлого кадра совмещать края на маленьком дисплее, что весьма неудобно, однако предусмотрен и автоматический режим, существенно облегчающий процесс. Для съемки достаточно лишь выбрать соответствующий режим, нажать единожды клавишу затвора и поворачивать камеру. Что примечательно, необходимости в повороте с более или менее постоянной скоростью нет, можно и вовсе остановиться. Особых требований к стабильности положения камеры при повороте также нет – для получения склеенной панорамы достаточно просто повернуться.
В процессе поворота на экране отображается строчка прогресса, и, в отличие от остальных производителей, в Nikon при разработке алгоритма создания автоматических панорам предусмотрели возможность небольшого возврата (строка прогресса в таком случае также перемещается назад). Кстати, возможна съемка панорам на 180 и 360 градусов. Но режим не лишён недостатков. Во-первых, стоит отметить невысокое разрешение автоматических панорам (максимальная высота которых составляет всего 1024 точки, тогда как в камерах Sony Cyber-shot с функцией Panorama Sweep при съемке панорам в автоматическом режиме минимальная высота снимка составляет 1080 точек, а максимальная достигает 4096 точек). Во-вторых, склейка панорамы не идеальна, тогда как компакты Sony позволяют получить идеальную склейку.
Скорость включения для «экстремальной» камеры – весьма важный показатель, и тут Nikon Coolpix AW100 не подвела – 1,88 секунды, тогда как Panasonic Lumix DMC-FT3 требуется 1,98 секунды, а Olympus Tough TG-810 и вовсе 8,1 секунды. Зум-объектив независимо от направления перемещения проходит от края к краю за 1,68 секунды. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. В широкоугольном положении съемка велась с расстояния 30 см, а в телеположении – со 100 см. В ШУ-положении камере потребовалось всего 0,21 секунды, а в теле – 0,29 секунды. Результаты неплохие и, что примечательно, почти до сотых долей секунды схожи с показателями Panasonic DMC-FT3, лидера среди защищенных камер по скорости фокусировки, причем отрыв от Olympus TG-810 у него существенный – в 2-3 раза.
Выбор зоны фокусировки может осуществляться автоматически либо вручную. Также фокусировка возможна по центральной зоне, кроме того, предусмотрены режимы приоритета на лицах и ведения объекта. К стандартным режимам замечаний нет, не подводит и режим приоритета на лицах. Неожиданно неплохо зарекомендовал себя режим ведения – при контрастном фоне зафиксированные объекты стабильно удерживаются камерой, даже если они активно и хаотически движутся. Ну а если они все же выходят за пределы кадра, то камера автоматически подхватывает их вновь, ежели они вернутся обратно. К сожалению, на слабоконтрастном фоне режим практически бесполезен.
Примечательно, что в режиме макрофокусировки камера способна наводиться на объекты съемки с расстояния всего 1 см, тогда как Panasonic FT3 – с 5 см, а Olympus TG-810 – с 3 см, причем последняя – только в режиме супермакро, в котором трансфокатор блокируется в положении 37 мм (в эквиваленте для 35-мм камер) и не работает вспышка. Тестируемая камера этим не страдает. К автоматической фокусировке замечаний нет вовсе – точное срабатывание, минимум ошибок, к тому же не стоит забывать про высокую скорость фокусировки.
Экспозамер работает в трех традиционных режимах: точечном, центрально-взвешенном и матричном, но, как и в простейших камерах серии Life (Coolpix L), выбор режима осуществляется автоматически. В солнечный день ошибки экспозамера мизерны даже при съёмке крупных объектов против солнца, но в пасмурную погоду автоматика даёт сбои, причём экспозиция двух последовательных кадров, отснятых с одной и той же позиции, может различаться на 0,7-1,0 ступени, а это довольно много. При искусственном освещении неожиданностью стала более корректная работа автоматики при освещении лампами накаливания — ошибка во время тестирования не превышала -0,15 стопа, тогда как при флуоресцентном освещении составляла +0,18…+0,32 стопа.
В настройках баланса белого предусмотрено пять пресетов: дневной свет, лампа накаливания, лампа дневного света, облачно и вспышка. Также имеются автоматический и ручной режим. Естественное освещение автоматике дается легко, причем ни время дня, ни погодные условия особо не важны. Весьма неплохо показала себя автоматика при освещении лампами дневного света, и лишь лампы накаливания заставили автоматический режим установки баланса белого серьезно ошибиться, хотя стоит отметить, что ошибка тут в 2-4 раза меньше, чем у конкурентов.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света – флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат – полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат – необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие – в градусах Кельвина [Мередах].
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS3 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 125 до 3200 единиц в ISO-эквиваленте. Кроме снимков, сделанных прямыми конкурентами, Olympus Tough TG-810 и Panasonic Lumix DMC-FT3, также приведены результаты Sony Cyber-shot DSC-TX5, которая хоть и не является столь же защищенной, но, как и тестируемая камера, оборудована КМОП-матрицей.
Фр 1 | Sony Cyber-shot DSC-TX5 | Olympus Tough TG-810 | Panasonic Lumix DMC-FT3 | Nikon Coolpix AW100 |
ISO 100* | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - | - |
Фр 2 | Sony Cyber-shot DSC-TX5 | Olympus Tough TG-810 | Panasonic Lumix DMC-FT3 | Nikon Coolpix AW100 |
ISO 100* | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - | - |
Фр 3 | Sony Cyber-shot DSC-TX5 | Olympus Tough TG-810 | Panasonic Lumix DMC-FT3 | Nikon Coolpix AW100 |
ISO 100* | ||||
ISO 200 | ||||
ISO 400 | ||||
ISO 800 | ||||
ISO 1600 | ||||
ISO 3200 | - | - |
*Sony Cyber-shot DSC-TX5 – ISO 125
Вспышка
Вспышка фотоаппарата работает в режимах авто, подавления эффекта «красных глаз», замедленной синхронизации, а также в заполняющем режиме. Зарядка вспышки происходит довольно долго, но из-за достаточно большого разрыва между двумя последовательно снимаемыми кадрами к задержкам в работе с камерой это не приводит. Тестовый снимок был сделан в тёмном помещении с минимально допустимого расстояния.
Съемка при недостаточной освещенности
Для оценки возможностей данной камеры Nikon при недостаточной освещенности была проведена съемка тестового натюрморта при освещении двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100, 200 и 1000 люкс. Установка баланса белого производилась в автоматическом режиме.
Примеры снимков
Режим видеосъемки
В Nikon Coolpix AW100 установлена КМОП-матрица, что автоматически наделяет аппарат возможностью съемки Full HD-видео, вот только записывается оно в формате MPEG4. Стоит напомнить, что Panasonic Lumix DMC-FT3 является одной из немногих камер на базе ПЗС, способных записывать видео с разрешением 1920х1080 точек, хотя с сенсора снимается только 25 кадров в секунду. У героя этого материала – 30. Зато Panasonic Lumix DMC-FT3 пишет его в формате AVCHD. Olympus Tough TG-810 похвастаться нечем – MotionJPEG и 1280х720 точек.
В режиме видеосъемки яркий светодиод белого свечения, используемый для подсветки автофокуса, можно применить в качестве осветителя, но эффективная дальность освещения невелика – при измерении четко напротив светодиода на расстоянии 30 см измерителем было зафиксировано значение 52 люкс, а на 100 см – всего 8,9 люкс. Светодиоды подсветки у конкурентов заметно мощнее, но, к сожалению, измерения в их случае не проводились.
Оптический трансфокатор и автофокус могут работать не только перед видеосъемкой, но и во время нее. В настройках видеорежима возможно введение экспосдвига, выбор настройки баланса белого, а также активирование режима подавления шума ветра. Стоит отметить, что запись звукового сопровождения ведется в формате стерео, тогда как конкуренты довольствуются монофонической записью.
В камере установлен литий-ионный аккумулятор EN-EL12, емкость которого составляет 3,9 Вт*ч, что существенно больше, нежели у Panasonic Lumix DMC-FT3 со скромными 2,7 Вт*ч. У Olympus Tough TG-810, напомним, емкость батареи составляет 3,4 Вт*ч. Но, несмотря на преимущество в емкости аккумулятора, заявленная длительность автономной работы меньше, чем у обоих конкурентов, – всего 250 кадров. На практике камера продержалась 318 кадров, что все же больше, чем нам удалось отснять камерами-конкурентами производства Olympus и Panasonic.
При активировании функции GPS-журнала аккумулятор съедается чуть ли не на глазах, так как GPS-приемник работает даже при выключенном питании камеры. В таком режиме камера продержалась 5 часов и 110 снимков, что, в общем-то, тоже неплохо. Индикатор остаточного уровня заряда довольно точный, так что на него можно смело положиться, но только при теплой погоде – при минусовых температурах он начинает сходить с ума.
Удачен ли старт серии камер Nikon All Weather? Однозначно, да. Ведь производитель внедрил те функции, которые крайне важны для путешественника, туриста или просто любителя активного отдыха. Например, пускай примитивный, но все же навигационный комплекс, причем с достаточно подробной мировой картой, возможностью записи маршрута и точками POI. Конечно, было бы неплохо добавить названия улиц хотя бы городов-миллионников (по крайней мере для тех регионов, где камера продаётся), а также возможность прокладывания хотя бы пешеходного маршрута, но и то, что есть, – уже прорыв, ведь большинство компактов с GPS-модулем используют его лишь для записи данных в EXIF-метатеги.
Второй плюс камеры Nikon относительно конкурентов – это КМОП-сенсор, который позволяет реализовать запись видео с высокой скоростью потока кадров или с высоким разрешением. Кроме того, нельзя не отметить функцию управления при помощи наклона камеры. Из плюсов Nikon Coolpix AW100 стоит назвать малый вес и толщину, очень быстрый автофокус, возможность макросъемки с расстояния 1 см, наименьшие в классе ошибки экспозамера при освещении лампами накаливания, хорошую работу автоматического баланса белого при любом типе освещения, а также достаточно длительную автономную работу. Из недостатков же стоит упомянуть «мыло» по краям снимка, сравнительно высокий уровень шумов, а также солидные промахи экспозамера в сложных условиях и при освещении флуоресцентными лампами.
Автор: Сергей Вервейко