Выбираем объектив для фотоаппарата
Светосила и фокусное расстояние
Источник: www.maxi.by
28 января 2015 в 21:00
Традиционно знакомство с системной камерой (такой, которая позволяет менять объективы) начинается с использования комплектного объектива, так называемого «кита». Однако спустя некоторое время его начинает «не хватать». То не хватает приближения для съемки удаленного объекта, то большое здание не помещается в кадр. А тут еще знакомый хвастается новоприобретенным «полтинником» – смотри мол, какая пластика, какое боке! Тут- то и возникает желание не только узнать, что это за «боке» такое, но и самому попытаться расширить возможности своего фотоаппарата.
Все объективы характеризуются двумя основными параметрами – фокусным расстоянием (или диапазоном фокусных расстояний) и светосилой.
Фокусное расстояние (в миллиметрах) – это характеристика объектива, которая показывает, какой по размеру объект (с одного и того же расстояния съемки) поместится на фотографии. Поскольку фокусное расстояние для достижения одного и того же угла зрения у объективов зависит от размера матрицы фотоаппарата, для сравнения объективов их фокусные расстояния приводят к 35 мм эквиваленту – как будто такой объектив был бы установлен на обычном пленочном фотоаппарате. Коэффициент, на который нужно умножать эквивалентное фокусное расстояние, чтобы получить реальное, называется кроп-фактор.
Выделяют следующие типы объективов по фокусным расстояниям (в 35 мм эквиваленте):
Деление, безусловно, имеет налет условности, если исключить объектив типа «рыбий глаз», картинку с которого невозможно спутать ни с чем.
Объективы бывают двух основных типов – с постоянным фокусным расстоянием (фиксы) и с трансфокатором (зумы). В последнем случае фотограф имеет возможность менять фокусное расстояние, добиваясь определенного кадрирования или изменяя глубину резко изображаемого пространства.
При прочих равных фиксы имеют более высокое оптическое качество и светосилу, более интересный рисунок, но лишены гибкости зума. Безусловно, это не аксиома, и среди зумов есть немало отличных объективов, как и среди фиксов – посредственных.
Прежде чем покупать объектив, вам необходимо запомнить, к какой системе принадлежит ваш фотоаппарат. Каждый крупный производитель имеет собственную систему, часто включающую несколько байонетов (креплений для объектива). Объективы для разных байонетов внутри одной системы могут быть несовместимы. Например, байонеты Canon EF-S (у зеркальных камер) и EF-M (у беззеркальных) несовместимы между собой.
Иногда современный байонет позволяет устанавливать старые объективы, хотя и с некоторыми ограничениями. Например, зеркальные камеры Sony с байонетом Sony Alpha совместимы с объективами для байонета Minolta A, а зеркалки Samsung – с объективами Pentax.
На рынке также имеются кросс-системные переходники для любой комбинации объектив-фотоаппарат. Но обычно в них не работает автоматическая фокусировка.
Помимо светосилы, во многом определяющей стоимость объективов, имеется целый ряд других факторов. Поэтому вроде бы идентичные объективы у двух компаний могут отличаться по цене в несколько раз.
К таким факторам относятся:
Разумеется, свою лепту вносит и бренд. К брендам первого эшелона относят объективы Canon, Nikon, Pentax, Sony, Carl Zeiss. «Вторую волну» представляет Sigma, Tamron и Tokina, а третий эшелон – это китайцы и корейцы Samyang, Rokinon, Fujian и т.п. Разумеется, деление неабсолютное и сильно зависит от цены – качественный и дорогой штатный объектив Sigma будет лучше кита Canon.
Объектив типа fish-eye («рыбий глаз»)
Этот объектив имеет фокусное расстояние в диапазоне 8-14 мм (изредка чуть больше или меньше) и охватывает угол обзора в 180 градусов. В зависимости от того, охватывает ли он полусферу полностью (тогда фотография выглядит в виде круга, вписанного в границы кадра), либо угол обзора составляет 180 градусов только по диагонали, выделяют циркулярные либо диагональные «фишаи» (fish-eye. – прим.ред.).
Циркулярные «фишаи» имеют очень ограниченное применение, и, вероятно, больше нескольких кадров в месяц с их помощью вы сделать не захотите. А вот диагональный «фишай» позволяет использовать его в самых разных ситуациях.
Если горизонт расположен чуть выше или ниже середины кадра, он формирует характерную «улыбку».
На определенном рельефе эти искажения заметны далеко не сразу. В таком случае «фишай» может заменить даже широкоугольный объектив.
«Фишаи» с автофокусом и известных брендов, как правило, очень дороги. Но автофокус для такого типа объективов совсем не обязателен – ведь глубина резко изображаемого пространства просто огромна. Поэтому спокойно можно брать относительно недорогие варианты с ручной фокусировкой, например, корейский Samyang.
Широкоугольный объектив
Они в основном применяются в пейзажной съемке.
Однако бывают полезны и для жанрового портрета, а также при необходимости вместить в кадр максимум объектов в тесном пространстве, например, при съемке в квартире или в автомобиле.
Здесь уже довольно сложно обойтись без автофокуса, если снимать нужно быстро. В этой категории варианты как с фиксированным, так и с переменным фокусным расстоянием стоят достаточно дорого: от 600 долларов у брендов второго эшелона и до нескольких тысяч у брендов первой величины.
Стандартный объектив
Это наиболее универсальные объективы, дающие привычную глазу перспективу. В основном смысл замены стандартного китового объектива на более продвинутый сводится к тому, чтобы получить более высокую светосилу, резкость, скорость работы.
В случае фикса с нормальным фокусным расстоянием можно рассчитывать и на улучшение рисунка объектива.
Неплохие стандартные зум-объективы с типичным диапазоном фокусных расстояний от 17-18 мм до 50-70 мм стоят уже от 300-400 долларов. При этом по сравнению с китом наблюдается улучшение, пусть и не очень значительное, но по всем параметрам. Особенно хороши объективы с постоянной светосилой, чаще всего встречается вариант 17(18)-50 мм f/2.8.
Наиболее популярный фикс «полтинник» – 50 мм – в самом простом варианте можно купить менее чем за 200 долларов практически для любой системы. При этом рисунок и качество портретов заметно возрастет.
В дальнейшем многие фотографы используют всего 2-3 фикса на наиболее удобные им фокусные расстояния стандартного диапазона, а зумы применяют в поездках или для репортажа. Но при этом стоимость светосильного фикса может превышать несколько тысяч долларов.
Телеобъектив
Основная сфера применения «телевиков» – репортаж и съемка с дальней точки, фотоохота. Также довольно интересным за счет сжатой перспективы являются портреты с «телевиков».
Работать с телеобъективом без автофокуса особенно сложно, поэтому серьезно сэкономить, купив неавтофокусную оптику, конечно, можно, на удачные кадры можно рассчитывать только при постановочной съемке.
Тревел-зумы
Увы, но далеко не всегда есть возможность возить с собой несколько объективов, часто менять их, добиваясь оптимальной картинки. Тут на помощь приходят так называемый тревел-зумы – объективы путешественников. Они перекрывают очень значительный диапазон фокусных расстояний – обычно от 18 до 200 мм. Да, это не самые светлые объективы, и качество картинки в них не идеально, но зато в любой ситуации вы сможете сделать кадр с нужным приближением.
Не всегда оказывается по карману приобретение нового автофокусного объектива с нужными параметрами. Однако благодаря наличию в продаже большого количества переходников любому фотолюбителю доступен огромный парк оптики, выпущенной за последние 50 лет десятками фирм (в том числе и советскими). Такие объективы не имеют автофокуса, также придется вручную выставлять и диафрагму, а при съемке зачастую понадобится учитывать поправку экспозиции. Но взамен мы получаем интересный рисунок, хорошее оптическое качество и высокую светосилу за часть той цены, которую пришлось бы отдать за новый автофокусный объектив.
Хороший пример такого объектива – советский Гелиос-44 52 мм f/2. При цене (вместе с переходником на нужный байонет) в 30 долларов за товар в состоянии «как новый» он вполне сравним по параметрам с автофокусным «полтинником» за 150 долларов, а многим его рисунок кажется даже более интересным.
Помимо объективов с классическим расположением области резко изображаемого пространства параллельно кадру имеются так называемые объективы со смещенной областью фокусировки, или tilt-shift. Их особенность заключается в том, что фотограф может контролировать не только фокусировку по оси «ближе-дальше», но и в пределах одной плоскости, что создает интересный эффект.
Наиболее популярными объективами такого типа является продукция Lensbaby.
Однако при помощи специальных переходников в tilt-shift объектив можно превратить и любой обычный объектив, например, старый советский М42 с резьбой.
Художественный эффект при такой съемке очень необычный, однако злоупотребление им довольно быстро приедается.
Как видим, качественный и удачный объектив заметно облегчает работу и позволяет добиваться лучшего результата. Но в конечном итоге этот результат все равно в большей степени зависит от фотографа.
Автор: Мирослав Бабицкий