Как новые подходы могут снизить смертность от онкологических заболеваний
14 марта 2025 в 12:48
Медицина на данный момент достигла значительных успехов в выявлении злокачественных новообразований и сокращении смертности от онкозаболеваний, еще больший потенциал заключается в организации более тщательной профилактики для населения. В том числе важно заниматься модифицируемыми факторами риска и стимулировать россиян осознанно менять свой образ жизни.
В честь Всемирный день борьбы с онкологическими заболеваниями под эгидой Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков (АМСМР) прошла дискуссия, посвященная проблемам снижения смертности от рака и важности внедрения комплексных профилактических мер.
Заведующий отделом торакоабдоминальной хирургии ГБУЗ «МКНЦ им. А. С. Логинова» Ариф Аллахвердиев рассказал об инновационных подходах к лечению и профилактике онкологических заболеваний, в частности о вакцинации. Как уже было анонсировано, учеными Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи совместно с Московским научно-исследовательским онкологическим институтом им. П. А. Герцена и НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина активно ведутся работы по разработке м-РНК вакцины для лечения онкозаболеваний и планируются ее испытания, которые могут начаться уже в конце этого года, с участием добровольцев.
«Даже несмотря на те усилия, которые предпринимаются со стороны системы здравоохранения, — говорит он, — существует множество факторов риска, на которые невозможно повлиять, так называемые немодифицируемые факторы риска: генетика, пол, возраст. Вклад модифицируемых факторов риска тоже очень значителен. Это те явления нашей жизни, на которые можно повлиять: питание, физическая активность, сон, вредные привычки. Меняя свой образ жизни, пациенты могут кардинальным образом изменить и состояние своего здоровья», — отметил он.
К сожалению, по словам профессора Аллахвердиева, около 20–30% пациентов, даже зная о том, что им необходимо отказаться от какой-либо вредной привычки, не могут этого сделать. Для такой группы пациентов может быть предложена концепция снижения вреда. «Если говорить, например, о табакокурении, очевидно, что полный отказ при онкозаболевании существенно улучшает прогноз. Но даже сокращение курения при невозможности полного отказа уже может дать определенный эффект», — подчеркнул он. Поэтому, по его словам, для взрослых заядлых курильщиков с низкой мотивацией на отказ стоит рассмотреть менее вредную альтернативу, такую как электронные системы нагревания табака, на пути к полному отказу от курения.
Как отметил Ариф Аллахвердиев, скрининг является одним из самых действенных подходов в улучшении результатов лечения онкологических заболеваний. К основному критерию эффективности скрининга относится снижение смертности. Его введение в группе риска позволяет сократить показатель онкологической смертности. «Это сложная программа, но она позволяет выявлять опухоли на том этапе, когда еще нет клинических симптомов», — сообщил он. Эффективность скрининга доказана для таких заболеваний, как рак шейки матки, рак молочной железы, колоректальный рак. Помимо этого, в ряде европейских стран были приняты скрининговые программы по раку легкого, которые демонстрируют снижение смертности у больных в группе риска.
Как отметил заведующий отделом клинической эпидемиологии НИИ клинической онкологии ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина» Давид Заридзе, эффективность концепции снижения вреда и модификации рисков, связанных с табакокурением, была подтверждена еще в СССР. «В конце 1980-х мы провели анализ табачного дыма сигарет, которые импортировали тогда в СССР, и оказалось, что уровень смолы достигает 25–30 мг на одну сигарету. Чтобы решить проблему, мы рекомендовали Минздраву регламентировать показатели предельно допустимой концентрации вредных веществ в табачной продукции, производимой и импортируемой в СССР», — рассказывает он.
Благодаря этому с очень высокого уровня (30 мг/сигарета) было достигнуто сокращение содержания смолы до умеренных (15 мг/сигарета) и относительно низких (12 мг/сигарета) уровней, что привело к снижению заболеваемости и смертности от рака легких, отмечает господин Заридзе. В результате, по его словам, в последующие годы смертность от рака легкого снизилась с 73 случаев на 100 тыс. населения до 45 случаев на 100 тыс. населения. «На периоде до 2013 года это позволило сохранить жизни 300–450 тыс. человек»,— отметил он.
При этом, как подчеркнул Давид Заридзе, подход, который предполагает концепция модификации рисков, еще тогда вызвал вопросы у представителей Всемирной организации здравоохранении. «Они считали, что эффективен только полный отказ от курения и его надо насаждать всеми способами. Но спустя столько лет мы видим, что, даже несмотря на прогрессивную запретительную антитабачную политику, люди все еще не отказались от употребления табака полностью. Тогда как сокращение вреда от курения уже сегодня спасает миллионы жизней», — отметил он.
Действительно, отметила директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович, огромную роль играют модифицируемые факторы — это гиподинамия, нерациональное питание, табакокурение и другие. Именно они становятся важнейшими факторами, влияющими на развитие онкологических заболеваний. «В частности, прекращение курения — единственный правильный вариант полностью избавиться от вреда. Однако если это невозможно, то для взрослых заядлых курильщиков стоит предусмотреть научно обоснованную возможность снизить количество токсичных и канцерогенных веществ, например, посредством перехода на табачные продукты, основанные на нагревании, а не горении», — отметила она.
«Человек способен достичь 100 процентов своего здоровья и стать лучшей версией себя, а врач должен помочь ему в этом процессе. И в этом вопросе принципиальную роль играет профилактика хронических неинфекционных заболеваний, в том числе онкологических, через модификацию образа жизни пациента», — отметил директор Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Александр Розанов. По его словам, чтобы дать и врачам, и пациентам необходимые ориентиры для модификации образа жизни, ассоциация разработала десять простых правил здоровой жизни, которые подробно описывают шаги, которые может сделать пациент на пути к здоровому и активному долголетию.
Он отметил, что запреты в различной форме, особенно когда речь заходит об употреблении табака, в целом работают. «Посмотрите, например, на наш закон о запрете курения. Благодаря ему мы снизили распространенность курения на 8%. Но запрет не единственный инструмент, и в ряде случаев он может не помогать, а даже усугублять ситуацию. Тогда нам на помощь приходят концепция модификации рисков и те стратегии, которые она предлагает. Тем более что у СССР уже был определенный опыт в этом направлении. Если, например, запрет на употребление алкоголя, сопровождавшийся в 1980-е вырубанием виноградников, не сработал, то подход, предполагавший сокращение смол в сигаретах, показал себя эффективным», — заключил он.